Методкабинет
Методические разработки учителей |
![]() |
![]() |
![]() |
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Карагусовой Н.Е. |
Карагусова Наталья Евгеньевна, учитель биологии и химии. Контрольная работа (генетике), 10 класс. Контрольная работа (экология), 11 класс. Контрольная работа (эволюция), 11 класс. Разработка урока по теме "Уникальность молекулы АТФ и ее ситнез в клетке" (презентация). Попова Ольга Викторовна, учитель ИЗО и МХК. Интегрированный урок биологии и изобразительного искусства в 6-м классе, тема «Лист». «Использование техники фроттаж на уроках биологии».Нужно уметь всматриваться, вслушиваться, и тогда мы познаем вдохновляющее чувство прекрасного! Авторы: Казоба Лариса Викторовна, учитель биологии 1 категории, Попова Ольга Викторовна, учитель изобразительного искусства 1 категории, МБОУ «Ермаковская СОШ№1» Цель урока: формирование биологических понятий о генеративных органах на основе знаний роли листа и морфологического строения листьев; создать наряду с биологической характеристикой листа эстетический образ объекта. Задачи:
Оборудование и материалы: электронная презентация хода урока, магниты, живые листья комнатных и растений Хлорофитума, Золотого уса, Плюща, Роициссуса, Герани, Шефлеры. Восковые карандаши, бумага. Ход урока. Учитель биологи: Отгадайте загадку: Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью летят. (Лист растения). Я думаю, что вы догадались, что сегодня урок посвящён теме: «Лист» А урок сегодня нам поможет провести учитель изобразительного искусства. Как вы думаете, а чем нам может быть полезно в нашей теме изобразительное искусство? (Заслушиваются варианты ответов). А теперь давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. (Совместно с детьми определяются задачи урока)
Для начала давайте вспомним, какую роль выполняет лист у растения. (Выслушиваются варианты учащихся, правильные ответы представляются на слайде «Основные функции листа»).
Учитель биологии: Биологи – ботаники тоже очень нуждаются в познании основ изобразительной технологии цветка, листьев, соцветий, т. к. никакое описание не заменит хорошо грамотно выполненный рисунок. Определение растений, изучение их морфологических признаков невозможно без изобразительных средств. Учитель биологии: У вас на столах находятся листья комнатных растений Хлорофитума, Золотого уса, Плюща, Роициссуса, Герани, Шефлеры рассмотрите внимательно эти листья названия растений и давайте попробуем решить первую нашу задачу: из каких частей состоит лист? (Выслушиваются варианты ответов учащихся, демонстрируется слайд с изображением листа и обозначений частей листа). Учитель ИЗО: Для того, чтобы запечатлеть сегодняшний объект природы могут быть использованы следующие виды изобразительной деятельности: графика, живопись, декоративное творчество. (Демонстрация картин и рисунков ребят) Чаще всего используются биологами графические приемы, которые выполняются карандашом, пером, тушью. Я предлагаю сегодня выполнить рисунки листьев в технике фроттажа и попробовать подойти к этой работе грамотно, используя знания сегодняшнего урока. Технику фроттажа открыл Макс Эрнст (1891 -1976) 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Демонстрация рисунков Эрнста на слайдах презентации. Фротта́ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений не заточенного карандаша. Мы сегодня в качестве фактуры будем использовать наши листья растений, выберите любой лист растения, обратите внимание на название растения. Затем нам понадобиться для работы лист бумаги и восковые мелки. а) Демонстрация образцов и приемов работы поэлементно. б) Работа учащихся над рисунками индивидуально по общему заданию. Учитель биологии: У вас получились замечательные оттиски листьев. Теперь нам нужно решить следующую задачу нашего урока, научиться различать какие бывают листья по форме и на какие группы можно их разделить. Демонстрация слайдов с изображением простых листьев и сложных. Даётся определение простым и сложным листьям. Задание: возьмите заготовленные листочки с названием вашего растения и поместите его в ту группу, к которой они относятся. (с помощью магнита учащиеся прикрепляют листочки на классную доску по группам просты и сложные листья). Проверка: к простым листьям относятся листья растений Хлорофитума, Золотого уса, Плюща, Герани. К сложным: Роициссуса, Шефлеры. Простые листья так же по форме бывают : круглые, овальные, линейные … Сложные листья: перистые пальчетоперистые, тройчатые… ( демонстрация слайда с изображением). Поднимите рисунок у кого лист линейный, перистый, сердцевидный… Учитель ИЗО: А я предлагаю вам, ребята, внимательно присмотреться к отпечаткам листа, что вы видите на рисунках кроме общей форы листа. Выслушивает предположения учащихся, обобщает: мы видим внутри листа переплетение линий, они исчерчивают каждый лист. Что это за линии? Помогите нам в этом разобраться, и обращается к учителю биологии. Учитель биологии: В каждый лист через черешок входит одна или несколько жилок. Внутри листа они ветвятся, образуя жилкование — сетчатое (в виде сети), дуговое или параллельное. Жилки, это проводящие пучки. Какую они выполняют функцию? Они проводят питательные растворы и являются опорой для листа. ( Демонстрация слайда жилкование листьев). И так мы можем разделить наши листья ещё на две другие группы. Листья с сетчатым жилкованием относятся также к группе двудольных растений, с параллельным или дуговым жилкованием относятся к группе однодольных растений. Задание: определите, к какой группе относится ваш листок растения. (с помощью магнита учащиеся распределяют листочки на классную доску по2 группам ). Учитель ИЗО: В завершении нашей работы я приготовила вам запутанное задание. Вначале мы должны поделиться на 4 группы и в этом нам помогут разноцветные листочки. Каждый выбирает листок из четырёх предложенных цветов, затем все делятся на 4 группы по выбранному цвету. Красные, жёлтые, зелёные, синие. Вопрос: «А какого цвета листья не встречаются в природе? А почему они осенью становятся жёлтыми?». Выслушиваются ответы. Учитель биологии контролирует и корректирует ответы. Задание: создать композицию из листьев и запечатлеть её с помощью техники фроттаж. Для работы нужен набор из 5 комнатных листьев и листы бумаги. И мы приступаем к выполнению последней задачи нашего урока: учимся дружно работать в группе. Время ограничено. Нам предстоит создать композицию из листьев и запечатлеть её с помощью техники, о которой мы сегодня узнали, она называется…., правильно фроттаж. Приступаем к работе. Учитель помогает выполнить работу. Результат: демонстрирует работы. Учитель биологии: Но ребята, это задание будет считаться выполненным после того, как вы сможете правильно дать «название» вашей композиции. Подсказка: Композиция простых листьев. Композиция сложных листьев. Композиция линейных листьев или однодольных, Композиция сетчатых листьев или однодольных. Итог урока. 1) Демонстрация учителем ИЗО композиций листьев с названием. 2) Учитель биологии проверяет правильность выполнения задания. И подводит итог с помощью опроса. Вопросы и правильные ответы демонстрируются на слайдах. Вопросы для проверки: Листья бывают …… – Простые листья бывают: … круглые, овальные, … Сложные листья: перистые пальчетоперистые… Листья с сетчатым жилкованием относятся к группе… двудольных растений, с параллельным или дуговым жилкованием относятся…. к группе однодольных растений. Какую функцию выполняет лист… . Какую функцию выполняют жилки… Учитель ИЗО: Я так же хочу проверить, что вы запомнили по технике фроттаж. Что в переводе с французского означает слово фроттаж? Какую фактуру использовал Эрнст в своих работах? Все сегодня потрудились на славу! Молодцы! Мы выполнили все поставленные задачи урока. Какую оценку вы можете поставить сегодня себе за урок? Поднимите левую руку и покажите, как вы оцениваете сегодня себя по биологии. Поднимите правую руку и покажите оценку за изобразительное искусство. Учителя по очереди читают строчки заключительного стиха В природе все значения полно, (А.Кравцов) Спасибо за работу!
Петкевич Ольга Владимировна, учитель информатики.
Брейн-ринг для 5-6 классов на тему: "Я и мой компьютер" Внеклассное мероприятие для 5-х классов "Знатоки информатики". Школьная заочная олимпиада по информатике для 5-6-х классов. ЦОР для учащихся 5-х классов по теме: "Как устроен компьютер". Ванникова Светлана Александровна, учитель начальных классов.
Урок русского языка в 1 классе на тему : "Правописание буквосочетаний: ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ".
Казоба Лариса Викторовна, учитель биологии и сельскохозяйственного труда
Занятие в 7 классе на тему "Декоративные растения природного парка "Ергаки" - жемчужины Саян".
Доровских Марина Александровна, учитель математики Урок математики в 6 классе на тему "Раскрытие скобок и упрощение выражений"
Рыбаков Василий Анатольевич, учитель физической культуры Урок физической культуры во 2 классе на тему "Развитие физических качеств через подвижные игры".
Шиленкова Елена Геннадьевна, учитель английского языка Урок английского языка в 10 классе на тему "ЕГЭ: за и против"
Байзина Дарья Сергеевна, учитель английского языка Урок английского языка во 2 классе на тему "Томас и его семья"
Понкратов Александр Васильевич, учитель математики Урок математики в 6 классе на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"
Пшеничникова Елена Викторовна, учитель начальных классов
Федорова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Булавская Вера Александровна, учитель начальных классов
Федорова Светлана Владимировна,
Марченко Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Санникова Наталья Изотовна, учитель русского языка и литературы.
Носова Светлана Александровна, учитель истории и обществознания
Пумбрасова Наталья Валерьевна, учитель музыки
Шишкин Сергей Васильевич, учитель физики и информатики Разработки уроков, презентации к урокам физики и информатики, тесты вы можете посмотреть на личной страничке Шишкина С.В.
Вахрушева Марина Михайловна, логопед Открытое логопедическое занятие "Поездка в Простоквашино" |