Проект программы развития
муниципального общеобразовательного учреждения
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа № 1»
на 2012-2015 годы.
Программа развития школы является основанием для построения образовательного пространства в русле новых образовательных стандартов и новых технологий, способствующих потенциальному развитию личности, как учителя, так и ученика.
1.Концептуальное видение образовательного учреждения.
Выстраивая концептуальное представление о нашей сельской средней общеобразовательной школе, мы исходили из потребности удовлетворения образовательных запросов со стороны основных участников педагогического процесса - учащихся, педагогов, родителей в соответствии с меняющимися социально- экономическими условиями. Образовательное пространство школы будет решать задачи личностного развития учащихся и педагогов. Школа будет развиваться как школа равных возможностей для детей с разным уровнем подготовленности к обучению, разными способностями и уровнем интеллекта, с различным социальным положением. Это школа со смешанным контингентом учащихся, обеспечивающая успешность каждого участника образовательного процесса через использование инновационных образовательных технологий: ИОСО, проникающая компьютерная технология(применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач) и процессуальный мониторинг, система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Мы предполагаем, что технология ИОСО и система развивающего обучения Л. В. Занкова будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей личности, сохранению её физического здоровья и формированию нравственных качеств. Процессуальный мониторинг позволит сделать образовательный процесс более эффективным.
Основным результатом деятельности школы будет образованная (с набором ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной сферах) физически здоровая, нравственная, социально адаптированная личность, владеющая способами организации собственной деятельности, осуществляющая осознанный выбор и ответственная за собственную деятельность.
Мы видим трёхступенчатую школу с возможностью учащихся основной и старшей ступеней получать образование заочно с использованием компьютерных форм обучения. Школа будет оснащена современным оборудованием, высокоскоростным интернетом и мобильными компьютерными классами для достижения нового качества образования через индивидуализацию процесса обучения.
2. Анализ настоящего состояния образовательного учреждения.
- Приоритетными направлениями развития школы являются:
- подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение профильного обучения;
- поддержка мотивации учения у обучающихся;
- повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
- формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
- улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе;
- организация образовательного процесса, основанного на дифференциации.
Положительным в работе школы является следующее:
- достаточно компетентный и стабильный кадровый потенциал;
- система работы с родителями;
- начало формирования ученического самоуправления;
- соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
- наличие структуры дополнительного образования;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в районе;
- реализация проектов: «Школа- территория здоровья», «Школьный оазис», «Зимний сад», «Школьный живой уголок как минилаборатория».
- деятельность школьной детской экологической организации «Друзья природы»;
- деятельность творческой группы учителей , реализующих технологию ИОСО в учебной деятельности и применяющих процессуальный мониторинг.
Анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.
Решение этих задач затруднено, так как в некоторых классах (7-9) наметилось падение интереса к обучению, снижение творческой активности, слабая сформированность общеучебных умений и навыков. Указанные проблемы связаны с недостатками в организации учебно-воспитательного процесса:
- несовершенство учебного плана;
- слабая обеспеченность имеющихся программ методическими материалами для учителя и обучающихся;
- использование в деятельности ряда учителей неэффективных технологий обучения;
- отсутствие необходимой дифференциации детей при организации учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная диагностика.
Проблемы:
проблема
|
причина
|
Пути решения
|
-Частичная неудовлётворённость родителей организацией образовательного процесса.
-Нехватка помещений
-недостаточный уровень владения современными педагогическими технологиями отдельными педагогами;
-слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;
- недостаточная материально – техническая база;
-неумение или нежелание некоторых педагогов видеть обучающихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;
- снижение творческой активности обучающихся;
- низкая мотивация обучающихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;
- самоустранение родителей от воспитания своих детей;
- сравнительно низкий показатель качества обучения у некоторых педагогов.
- достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
- различный уровень информационной компетентности участников образовательного процесса;
|
Часть кадрового состава не отвечает потребностям школы.
Две смены.
Качество питания.
Несоответствие количества учащихся проектной мощности
|
Повышение квалификации педагогов. Индивидуальная работа со стороны администрации школы с этими членами педагогического коллектива в этом направлении. Совершенствование системы морального и материального стимулирования педагогов.
|
3. Цели и задачи программы.
Стратегическая цель – создание образовательной среды, способствующей выявлению и развитию способностей каждого ученика, становлению духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Под становлением личности мы понимаем процесс, направленный на
- достижение высокого уровня образования и культуры (общечеловеческие нормы и ценности);
- овладение способами организации собственной деятельности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие) через организацию разных видов учебной деятельности;
- формирование активной жизненной позиции через коллективные формы взаимодействия;
- формирование ответственности за собственные действия в разных жизненных ситуациях;
- самостоятельное решение проблем;
- осознанный выбор профессии;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Разработать новые подходы к организации образовательной среды на всех ступенях:
- Создать в образовательном учреждении единое информационное пространство.
- Создавать условия для непрерывного образования детей и педагогов в соответствии с интересами личности;
- Разработать систему мониторинга, охватывающего все направления развития школы;
- Создать условия для профессиональной самореализации педагогов через включение их в освоение и внедрение инновационных образовательных технологий.
Самореализация педагога – это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию.
- Обучить педагогов технологии ИОСО и процессуальному мониторингу.
- Организовать цикл рефлексивно-аналитических семинаров по внедрению технологии ИОСО и процессуального мониторинга.
- Совершенствовать формы морального и материального стимулирования учителей.
• Выстраивать процесс индивидуализации образования учащихся.
- Организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.
-
Организовать процесс обучения с использованием инновационных технологий (ИОСО, компьютерная проникающая технология, система развивающего обучения Л. В.Занкова, процессуальный мониторинг).
- Создать систему профориентационной работы в школе.
- Организовать профильное обучение в старшей школе с учётом потребностей и запросов обучающихся.
- Создать систему выявления и поддержки одаренных детей через реализацию целевой программы «Одарённые дети».
- Разработать систему реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательном и образовательном процессе школы;
• Разработать систему воспитания, ориентированную на общечеловеческие ценности позволяющую воспитать гражданина, способного к активной жизни, труду, творчеству.
• Развивать материально-техническую базу школы.
Ожидаемые результаты.
Основным результатом образования станет образованная, с набором ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной сферах, физически здоровая, психологически устойчивая, социально адаптированная личность.
Образовательные результаты:
- Обеспечение в старших классах возможности выбора образовательных программ (профильность старших классов);
- Высокий уровень качества обученности.
- Устойчивая мотивация к обучению.
- Повышение самооценки обучающихся.
- Повышение уровня культуры обучающихся;
- Сформированность активной гражданской позиции и нравственных качеств;
- Сформированность ключевых образовательных компетенций учащихся;
Педагогические, научно-методические результаты:
- Овладение педагогами современными образовательными технологиями и методиками.
- Методические и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию концепции школы.
- Положительная динамика мотивации педагогических кадров к инновационной деятельности в образовании.
- Применение технологий образования, формирующих практические навыки самообразования.
- Положительная динамика мотивации педагогических кадров к инновационной деятельности в образовании.
Организационно - управленческие результаты:
- Повышение доли педагогов, имеющих инновационные разработки.
- Повышение доли педагогов, повысивших квалификацию по актуальным вопросам модернизации образования и направлениям реализации программы развития.
- Создание системы оценки и мониторинга качества образования.
Социальные результаты:
- Уменьшение доли детей, стоящих на учете ГДН, имеющих формы девиантного поведения.
- Формирование и укрепление положительного имиджа образовательного учреждения.
- Обеспечение открытости системы образования для её основных «заказчиков» - родителей, учащихся.
- Осуществление выпускниками осознанного выбора будущей профессии, успешное поступление в учебные заведения.
- Уменьшение количества учащихся, пропускающих школу по болезни;
- Сохранение всех параметров человеческого здоровья в образовательном процессе.
Критерии достижения целей:
- удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения (в том числе качеством образования) родителей, учащихся;
- эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса;
- сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- положительная социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения;
- включенность учащихся в различные виды творческой деятельности (познавательную, спортивную, трудовую, проектную, исследовательскую);
- социальное самоопределение, поступление выпускников школы в учебные заведения.
4. Этапы реализации.
Реализуемая деятельность
|
Сроки
|
Предполагаемые результаты
|
1 этап
Предполагает выявление перспективных направлений развития школы и проектирование ее обновленного качественного представления; именно на этом этапе и формализуются представления коллектива ОУ о цели и задачах образовательной деятельности.
|
2012 год
|
Результат - оформленная и осознанная программа развития ОУ участниками обр.процесса, сформулированы индикаторы и измерители мониторинга реализации программы.
|
2 этап
Предполагает реализацию стратегии школы в новое качественное состояние, соответствующее стратегической цели; этап внедрения, время разработки и реализации подпрограммных проектов и программ, для каждой задачи программы развития реализуется комплекс действий, применяются индикаторы.
|
2013-2014 годы
|
Разработаны и реализуются проекты и программы, применяются индикаторы.
|
3 этап
Предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы; закрепление результатов в «текстах»; 2015 год, осмысление результатов и целевое полагание на следующий период.
|
2015 год
|
|
5. Управление программой развития:
- мониторинг выполнения программы, оценка результатов;
- рефлексивно-аналитический механизм управления.
Ресурсы.
Материально- техническое обеспечение.
- компьютерные классы;
- интерактивные доски;
- локальная сеть;
- компьютеры и проекторы в каждом кабинете;
- кабинеты школы по заявкам учителей пополняются учебным оборудованием;
- оборудована спортивная площадка, спортивный зал, спортивно-тренажёрные залы;
- актовый зал, оборудованный для занятий школьного хореографического ансамбля;
- оборудованы специализированные кабинеты химии, биологии, физики, литературы;
- конференц-зал, оборудованный современной компьютерной техникой;
- электронный микроскоп;
- оборудованные лингафонные кабинеты иностранных языков.
- кабинет релаксации.
Кадровые ресурсы:
- специалисты, привлечённые из других областей;
- группа педагогов(60%), работающих по инновационным технологиям.
Информационные ресурсы:
- библиотека;
- интернет;
- медиатека.
Взаимодействие школы с другими структурами системы образования района.
- (ДДТ, СЮТ, ДЮСШ, ДЭБС- детская эколого-биологическая станция)
- Система дополнительного образования в школе (ФСК- физкультурно-спортивный клуб, хореографический ансамбль, ДЭО - детская экологическая организация «Друзья природы», творческие объединения: «Резьба по дереву», «Тестопластика».
- Реализация в школе целевых программ и проектов («Школа-территория здоровья»).
|