Точка роста-1

Конспект урока " Удивительные свойства воды" PDF Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Казоба Л.В. - персональная страничка
30.01.2012 10:50

 

Цели урока:

  1. Расширить знания о свойствах воды
  2. Развитие исследовательских навыков и умений, умения работать самостоятельно.
  3. Воспитание уважительного отношения между участниками в группе, взаимовыручки, чувства коллективизма.

1 этап урока Введение в проблему

Вступительное слово учителя (с демонстрацией презентации)

- Вода - удивительный минерал. В воде зародилась жизнь на Земле. Вода повсюду. Она вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и в водопроводных трубах. Она и в нас самих: мы на 2 трети состоим из воды. У воды есть удивительные свойства. Давайте их назовём:

1.Вода - вещество без цвета, запаха и вкуса.

2.Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.Вода - прекрасный растворитель.

4.Вода обладает поверхностным натяжением.

5. При замерзании вода вначале сжимается, а затем расширяется.

6. При кипении вода испаряется и переходит в пар.

7. Вода обладает текучестью.

2 этап. Получение группами проблемных заданий.

Сегодня на уроке мы проведём с вами исследования, которые позволят расширить знания о свойствах воды и попробуем опытным путём доказать эти свойства, а также сообщить о том, как человек и природа использует эти свойства.

Возможно, мы сделаем с Вами открытия и тогда мы сможем воскликнуть - _ «Эврика!», что с греческого означает, нашёл! Так прокричал греческий ученый Архимед, когда открыл свой первый гидростатический закон.

Для каждой группы подготовлены материалы и оборудования для исследования. На каждую группу выдаётся карта - инструкция, которую нужно внимательно изучить и выполнить работу аккуратно и последовательно по алгоритму.

Необходимо записать свои наблюдения, сделать выводы, постараться ответить на вопросы и подготовиться представить кратко свои цели исследования и выводы в конце урока. А также сообщить о возможных открытиях, которые вы сделаете в ходе исследования.

Оценивать сегодня урок я буду по тому, как слаженно и дружно вы будете работать.

Интересных и удивительных вам открытий!

3. этап. Самостоятельная частично-поисковая исследовательская работа в группах.Учитель-консультант.

4.этап. Представление результатов исследований группами.

Подведём Итог: Мы расширили свои знания о свойствах воды, узнали, как они используются в природе и человеком. Но всё же вода- это удивительное вещество и оно имеет ещё много тайн, о которых вы узнаете на других уроках!

5.Рефлексия: У нас получились открытия? Давайте произнесём это магическое слово … Эврика! Вам было интересно на уроке?

6.Итоги урока, оценка: Мне очень понравился урок, спасибо! Все ребята постарались, сделали столько открытий. Молодцы!

Сегодня за урок я готова поставить всем оценки отлично!

6.Получение домашнего задания: Задание творческое, составить кроссворд по теме исследования.

 

Задание для групп.

Группа №1.

Вода - лучший в мире растворитель.

           Вода растворяет многие вещества. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. В человеческом теле она находиться на 80-90%.Кровь содержит 83%, сердце и мозг -80%. В моркови 90%, в огурцах 95%.

Вещества, которые хорошо растворяются в воде, относятся к группе гидрофильные ( от греч. гидро – вода, фильо- люблю).

Вещества, которые плохо или вовсе не растворяются в воде называются гидрофобные ( от греч. гидро – вода, фобос – страх).

Эксперимент

Цель: выяснить, какие вещества относятся к гидрофильной группе, а какие гидрофобной и как человек может использовать эти знания.

Оборудование: 6 стаканов с водой, вещества: сахар, нефть, краситель пищевой, соль, масло растительное, молоко.

Ход исследования:

  1. 1.Поочерёдно в каждый отдельный стакан, поместите вещества, которые вам предложены.
  2. 2.Пронаблюдайте, какие вещества, как себя ведут в воде.
  3. 3.Занесите результаты наблюдений в таблицу и распределите записи по группам.
  4. 4.Проведите анализ и сделайте вывод. Какие вещества растворяются лучше, а какие плохо или совсем не растворяются
  5. 5.Как полученные знания может использовать человек?
Название вещества, помещённое в воду Группа гидрофильнаяОсобенности процесса Группа гидрофобная
1.            Сахар Растворяется хорошо, раствор прозрачный         -------------
2
3
4
5
6

Вывод:

 

Ответьте на вопросы устно:

  1. 1.Чем опасен и для кого разлив нефти в море, океане? Как вы думаете каким образом можно ликвидировать эти последствия?
  2. 2.В какой воде горячей или холодной быстрей растворяется сахар? Объясните почему?
  3. 3.Какое открытие вы сделали для себя?


Группа №2

Особенные свойства солёной воды

Вода на земле, в большем своем количестве 96% находиться в Мировом океане. В 1 л. морской воды в среднем содержится 35 г соли. В Красном море, например 41 г. на 1 литр, в Чёрном 22 г., в Азовском море- 10 г. на литр.

 

Цель: Определить свойства пресной и соленой воды

.Оборудование: 4 стакана с водой, соль, яйцо варёное, сырое, деревянный предмет, металлический.

Ход исследования:1. Налейте воду в стаканы из образцов с разным содержанием соли и один стакан пресной воды2. Опустите поочерёдно в каждый раствор яйцо № 1(сырое), затем №2 (варёное) после семена, деревянный предмет, металлический3.Пронаблюдайте, что происходит4.Результаты занесите в таблицу5. Сделайте вывод, о том, как человек может использовать эти знания.

Состав воды Яйцо№1(сырое) Яйцо№2 (варёное) Семена Деревянный предмет Металлический предмет
1 Пресная
2 41 г соли
3 22 г соли
4 10 г соли

Вывод:            Ответьте на вопросы устно:

  1. Где человек использует соленую воду? Чем она может быть полезной и вредной?
  2. Есть ли у нас поблизости соленые водоёмы? Назовите?
  3. Сделали ли вы какое - то открытие для себя?


Группа №3

Вода обладает свойством поверхностного натяжения.

Молекулы воды между собой сцеплены и поэтому поверхность воды всегда затянута тончайшей плёнкой из молекул воды. По этой плёнке, как по паркету бегают разные насекомые – водомерки и др.Могучие силы сцепления между молекулами поднимают воду вверх по тонким трубкам. Так из глубины почвы питаются растения солями и влагой.

Эксперимент

Цель: Доказать, что вода обладает свойством поверхностного натяжения.

Оборудование: Стакан с водой, стопка монет. Три закупоренные бутылочки с водой с вставленными в них разными по ширине трубочками.

Ход работы:

Опыт 11.Взять стакан, с водой наполненный до самого края водой, опустить в него аккуратно стопку монет.2. Зафиксировать результат: что получилось.3.Взять вновь стакан, наполненный до самого края водой и аккуратно по одной монетке опускать их воду в центр стакана.4. Зафиксировать результат: что вы увидели.

Опыт 21. Сравнить уровень воды в разных по размеру трубочках, находящихся в одинаковых бутылочках.2. Сделать поданному наблюдению вывод

Вывод:Опыт №1:Опыт№2     

Вопросы для устного ответа:1.Каким растениям легче добывать влагу из почвы: с толстым стеблем или с тонким?2.Как человек, может использовать в жизни знания, которые вы сейчас получили в ходе эксперимента.3. Какое открытие вы сделали для себя?
Группа №

Вода на Земле находится в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.Из жидкого состояния в газообразное (пар), вода переходит при кипении воды, при t +100 градусов.В твёрдое состояние жидкая вода переходит при t - 0 градусов. При замерзании вода расширяется.ЭкспериментЦель: Выяснить, как человек использует в жизни знания о переходе воды в разные агрегатные состояния.Оборудование: соль, стакан с водой горелка, вода, замороженные овощи картофель лук, капуста

Ход работы:

Опыт 1

  1. Возьмите чашечку с водой растворите в ней соль.
  2. Поставить на горелку закрыв, крышечкой и кипятить раствор 5 мин.
  3. Попробовать на вкус капли, которые образовались на крышечке, зафиксировать результат, подумать, как человек может это использовать?
  4. Продолжить кипятить воду ещё с открытой крышкой несколько минут.
  5. Зафиксировать, что осталось на дне чашечки.
  6. Сделать вывод, как человек может это использовать?

Вывод:

Опыт 21.Сравнить состояние овощей после заморозки. Что с ними произошло? И почему?2. Сделать вывод, как человек, зная свойство воды переходить в разные агрегатные состояния, использует эти знания?

Вывод:       

Вопрос для устного ответа:

  1. Где человек использует лёд, пар?
  2. Какой процесс в природе осуществляется благодаря переходу воды в разные агрегатные состояния?
  3. Какое открытие вы сделали для себя?