Точка роста-1

Публикация «Ландшафтный дизайн пришкольной территории». PDF Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Казоба Л.В. - персональная страничка
Автор: Казоба Л.В.   
13.03.2014 15:36

Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей через включение в проектную деятельность «Ландшафтный дизайн пришкольной территории».

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –

видят мир во всей его свежести,

каждый день они заново придумывают свою жизнь. 

Они любят экспериментировать,

и смотрят на чудеса окружающего мира

с удивлением и восторгом

П. Вайнцвайг

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач школьного образования, поэтому необходимо проводить работу по выявлению и развитию талантливых и одарённых учащихся.

         Талантливые или одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Это культурный и научный потенциал Российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем. Одаренные дети сильнее, чем кто-либо другой, отзывчивы к нравственным ценностям, в частности, любовь к природе, красоте, родине – для многих истинная потребность, не пафосная и формальная, а глубоко прочувствованная, идущая из души. Поэтому так близка школьникам идея создания на территории школы  макета горных массивов природного парка Ергаки.

         В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Значимость этой проблемы несомненна. Каких детей называют одарёнными?  Как выявлять одаренность? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для поддержки таких детей?
         Миссия школы по отношению к одарённым учащимся - предоставление каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Одним из средств реализации этих задач в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» является деятельность детской экологической организации «Друзья природы». Идеи бережного отношения к природе находят отклик в сердцах подростков, а игровые, агитационные формы работы позволяют выделить лидеров, создать условия для реализации способностей  каждого.
         Одним из средств развития одарённых детей в нашей школе является долгосрочный проект по ландшафтному дизайну пришкольной территории. Деятельность по реализации проекта « Школьный оазис» была начата в 2008 году. За это время работы в проектную деятельность было вовлечено более 300 учащихся школы, 10 родителей  и команда из 6 педагогов.

За период с 2008 по 2013 г.г. данный проект трижды   становился абсолютным победителем в краевом конкурсе «Гео – декор». В 2013 году проект выиграл  Гран-при Конкурса и грант Министерства образования на реализацию проекта в размере 500 тыс. рублей.

В 2011 году проект был представлен Меркушовой Дарьей,  ученицей 10 класса на российском конкурсе «Юннат»  в Москве. В рамках проекта в 2009-2010 году группой ребят под руководством учителя биологии Казоба Ларисы Викторовны был исследован маршрутным методом район горы Тушканчик в Природном парке Ергаки. Цель исследования: выделить виды высокогорных растений для изучения их в природе и дальнейшего введения в культуру в качестве  декоративных многолетников. Данная работа была представлена Еремеевой Татьяной, ученицей 10 класса на краевом форуме «Молодёжь и наука»  в апреле 2011 года, где получила специальный приз для участия в краевой выставке «Мой край - моё дело», после чего работа   была представлена на российском конкурсе «Юность. Наука. Культура» в марте 2012 года в г. Москве, где заняла второе место.

Цель проекта: Организация проектной деятельности по благоустройству пришкольной  территории,  направленной на формирование экологической культуры и  здорового образа жизни учащихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Проект отличается учебно-исследовательским этапом. На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся получают основы проектной деятельности, основы знаний ландшафтных стилей и приёмов их создания. Затем проводится конкурс проектов и защита на школьной конференции, после которой  определяются победители, получающие возможность включиться в общий школьный проект, объединивший идеи нескольких мини - проектов.  В ходе реализации проекта учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности, которые позволяют выявлять способности каждого ребёнка. Все участники предварительно по желанию разбиваются на 4 группы, работу в которых курирует педагог.

В задачи первой группы входит выполнить полный пакет документов и материалов конкурсного проекта, графический чертёж, обмер школьного двора с нанесением всех объектов на план – схему, чертёж проекта с нанесением на него всех предполагаемых архитектурных элементов. Для выполнения этой части проекта необходимы творческие неординарные решения. Руководителем этой группы в течение всех лет является педагог изобразительного искусства Попова Ольга Викторовна, которая, обладая высоким профессионализмом, может организовать увлекательную работу.

Она является руководителем группы учащихся по созданию макета, эскизов и рисунков проекта. Этот вид деятельности захватывает ребят, новизной и необычностью видения, ребята вступают в обсуждения, дискуссии, в ходе  которых нужно аргументировать, доказывать свои мысли, предложения. При изготовлении макета используются различные материалы: бисер, яичная скорлупа, песок, скорлупа орехов, синтепон, наждачная бумага, картон, солёное тесто, зубочистки, оформительская сетка. Используется различная  техника квилинг, бисероплетение, тестопластика, аппликация, фелтинг.  Под её руководством работала учащаяся Амельченко Алёна, которая в 2012 году поступила в училище искусства имени В.И. Сурикова в городе Красноярске;  Меркушова Дарья  представляла  впоследствии работы на районом, а  затем на краевом конкурсе фестивале детского художественного творчества «Сибирское созвездие» где заняла 2 место.

Вторая группа – мальчики работает под руководством учителей технологи Савченко Владимира Алексеевича, Попова Владимира  Анатольевича,  Дурягина  Дмитрия Леонидовича. Они выполняют работы по изготовлению беседки и водоёма, альпийской горки, лодочки, мостика. 

В 2011 году на территории школьного дендрария была создана копия   хребта Спящий Саян в виде альпийской горки - рокария.  

Наш мир, наш дом, природа нашей малой родины уникальны. Мы постарались отразить это в наших экспозициях. Уголок-дендрарий «Спящий Саян» не только воспроизводит рисунок знаменитого горного массива, но и дает возможность познакомиться с растениями – жителями наших гор. Это – главное направление нашей деятельности. На участке обязательно появится уголок с падающим камнем, двумя великанами, водопадом – сюжеты подсказывают уникальные природные объекты нашего района. 

В 2012 году заложена традиция для выпускников школы: в центре краеведческой площадки установлено древо, каркас которого выполнен из метала, как символ истории образовательного учреждения, на котором все выпускники школы оставляют символические цветочки, плоды, листочки о своём выпуске. Данное дерево украшено кашпо с  декоративными цветами. К дереву выпускники проходят через мостик Желаний, преодолевая каменистую «речку», на берегу которо  й стоит лодочка с Алым парусом. 

Третья группа – старшеклассники работает под руководством учителей биологии Лариошкиной Евдокии Валерьевны и Казоба Ларисы Викторовны, готовят цветочные клумбы, высаживают цветочную рассаду и ухаживают за ней в течение лета. Цветочная композиция  центральной школьной клумбы каждый год привлекает  внимание учащихся и жителей села. Тематикой оформления клумб  являются  знаменательные события страны. В 2010  – год учителя,  2011 год посвящен великому русскому учёному М.В. Ломоносову, в 2012 году -  истории России  было  изображение птицы Феникс как символа  возрождения. В 2013 году главная идея клумбы посвящена году охраны окружающей среды«Земля – наш дом!». В центре композиции находиться возвышение в виде полусферы, которая символизирует нашу  планету, вокруг она обрамлена семью лепестками  радужного спектра, цветок находиться на крепком стебле, от которого  отходят изящные зелёные листочки. Над цветком расположено солнце и облако, из которого падают капли, которые  по замыслу и образуют радужный ореол вокруг нашей планеты.

Четвёртая группа учащихся осваивает навыки по составлению проектной документации, сметы, защиты проекта, оформлению презентации проекта, постеров, буклетов. В группе организована работа по развитию речевых компетентностей, умению выступления на публике. Данной группой руководит учитель биологии Казоба Л.В.

В ходе работы над проектом ребята свободно могут переходить из одной  группы в другую, тем самым расширяя свои способности. Такой подход позволяет перевести обязательные учебные занятия в плоскость творчества, создать атмосферу сотрудничества в разновозрастных группах учащихся, реализовать воспитательные задачи в ходе совместной деятельности.

Ценность нашего проекта - метапредметность, освоение приёмов научно-исследовательской и проектной деятельности, которая позволяет нашим ребятам воплотить в жизнь творческие идеи, научиться решать поставленные задачи, увидеть результат своей успешной деятельности, что позволяет им и в других областях деятельности использовать навыки и опыт, полученный в проекте ландшафтного дизайна школьной территории.

 Работа на участке – это творчество. Наши выпускники выбирают искусство ландшафтного дизайна как главное дело своей жизни, а так же становятся студентами ВУЗов и ССУЗов инженерно - строительной, экономической и информационно - технической направленности. Так выпускница 2012 года Шаранова Олеся поступила в СИБГТУ на инженера ландшафтного дизайна, эта девочка занималась данной проектной работой с 2008 года.  В 2013 году Еремева Татьяна стала студенткой СФУ инженерно-строительного факультета, Меркшова Дарья - студентка СФУ факультета экономическая безопасность, Курикша Маргарита - студентка Красноярского строительного техникума факультета архитектуры.