Процессуальный мониторинг, как средство своевременного выявления и ликвидации пробелов в знаниях. PDF Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Жуковой Т.С.
Автор: Жукова Т.С.   
05.12.2015 18:36

Целью своей педагогической работы на протяжении многих лет являлось « Включенность каждого учащегося в учебно воспитательный процесс». Пытаясь добиться результатов в этой области, сталкивалась с тем, что часть учащихся теряли интерес к предмету, так как накапливалось множество пробелов в знаниях, следствием этого служили плохие отметки и потеря мотивации к обучению. Столкнувшись с данной проблемой, я пыталась найти решение, как сделать так, чтобы учащиеся своевременно выявляли пробелы в знаниях и умениях, и смогли быстро и безболезненно их ликвидировать.

 

В решении этой задачи мне хорошо помогли курсы по процессуальному мониторингу. Восемь лет назад я с группой коллег проучилась по данной теме, и началась трудная, но интересная работа. Что включает в себя понятие процессуального мониторинга? Мониторинг —контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью.[Словарь-справочник по педагогике" (2004 г.)].
Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все измене-ния, происходящие в сфере образования. Зачем мониторинг учителю? Мониторинг – есть общий способ внутренней экспертной оценки учителя своей педагогической деятельности для системной работы по ее коррек-ции и совершенствованию.
Наконец стало понятно, как выстроить образовательный процесс, для того, чтобы учащийся понимал что он должен сделать для того, чтобы освоить материал урока, ликвидировать пробелы, как, где и когда сможет получить недостающие знания. Принцип процессуального мониторинга в образовательном пространстве состоит в следующем: учитель сначала сам, потом с учащимися, затем учащиеся ставят на урок цели-результаты (т.е. чему учащийся должен научиться к концу урока), затем учителем подбираются формы и методы работа для достижения этого результата, но что важно, учитель обязан на каждом этапе работы провести диагно-стику, выявить проблемы, сразу же провести коррекцию знаний и умений, а затем идти дальше. Такой метод работы позволил мне как учителю сразу увидеть картинку, насколько правильно сложилось понимание пройденного материала у обучающихся, а у учащихся пропал страх показать, что он что-то неправильно понял, и своевременно разобраться в задании и идти дальше.
Стоит отдельно сказать о работе с одаренными детьми. При таком вы-страивании урока, а так же подборкой дифференцированных заданий себя уютно чувствуют и сильные учащиеся, и ребята у которых есть трудности в математике. Способные ребята на уроке обретают возможность получить дополнительные навыки общения и закрепления изученного, работая консультантами.
А как же быть с теми пробелами, что возникли раньше? Как мотивировать ребенка, начать что-то делать в этом направлении? Ну как я уже писала ранее, выстраивание уроков в технологии процессуального мониторинга научило ребят не только видеть трудности, но и ставить цель по их преодолению. Учащиеся увидели, что можно решить проблемы, теперь требовалось организовать места для их ликвидации и повысить мотивацию. В МБОУ «Ермаковская СОШ №1» в соответствии с законом Министерства образования была введена промежуточная аттестация. Для моей работы данный факт был дополнительной мотивацией для учащихся, сдать хорошо экзамены по математике.