Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса
или знаете, как сделать школу лучше?

Точка роста-1

 

111

111

Рабочая программа ДОП "Занимательная физика" PDF Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Жуковой Т.С.
Автор: Жукова Т.С.   
19.05.2022 18:25

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.В. Гулиа( Москва, Просвещение, 2003г.),программы «Планирование учебного материала Физика 7 – 9 классы», авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 классы / составители В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с. Рабочая программа имеет естественно-научную направленность.

Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками.  Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов, обладающих определённым багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Совместная работа учащихся 7-9 классов способствует формированию ряда социальных качеств личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. 

 Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся и использование учебного оборудования «Точки Роста».

 

Цели и задачи кружкового объединения «Занимательная физика»

 

Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. 1.       Образовательные: способствовать самореализации кружковцев
    в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать
    познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить
    учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие
    познавательных интересов при выполнении экспериментальных
    исследований с использованием информационных технологий.
  2. 2.       Воспитательные: воспитание убежденности в возможности
    познания законов природы, в необходимости разумного
    использования достижений науки и техники, воспитание уважения
    к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.
  3. 3.    Развивающие: развитие умений и навыков учащихся
    самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
    умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся
    активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

 

Решение разных типов задач;

Занимательные опыты по разным разделам физики;

Применение ИКТ;

Занимательные экскурсии в область истории физики;

Применение физики в практической жизни;

Форма проведения занятий кружка:

 

Беседа;

Практикум;

Вечера физики;

Выпуск стенгазет;

Проектная работа;

Школьная олимпиада;

Прогнозируемые результаты реализации программы:

В результате изучения программы кружка ученик должен знать:

- строение молекул и атомов, различные состояния вещества;

- основные тепловые явления, тепловое расширение тел;

- что такое волны, поперечные и продольные волны, как регистрируют волны;

- роль звука в жизни человека, как записать звук;

- происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии;

- тепловое действие тока и его применение в быту;

- принципы радиосвязи;

- природу света, природу миражей;

- органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения.

Уметь:

- Объяснять внутреннее строение тел;

- объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, объяснять принцип записи и воспроизведения звука;

- наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях;

- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

- описывать результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые приборы;

- выполнять измерения;

- вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

- интерпретировать результаты эксперимента;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Диагностика результативности:

-тестирование на начало и конец учебного курса

- результативность школьных и районных олимпиад

- проведение предметной недели по физике

- творческий отчёт

Режим занятий

Общее количество часов в год- 34 ч

Количество часов в неделю- 1 ч

Периодичность в неделю- 1 раз

Продолжительность занятия- 1 час

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

   

2

Методика наблюдения физических явлений.

3

1

2

3

Значение гипотез и построение моделей в процессе познания.

3

1

2

4

Физический эксперимент как важный метод научного познания природы.

6

1

5

5

Из чего всё состоит?

2

1

1

6

Тепловые фантазии.

3

1

2

7

Волны большие и маленькие.

3

1

2

8

Загадки звука.

3

1

2

9

Искры и молнии.

3

1

2

10

Электричество в нашем доме.

3

1

2

11

Волны в эфире.

2

1

1

12

Свет мой, зеркальце, скажи…

4

2

2

13

Итоговое занятие.

1

   

 

Итого: 34 часов.

 

 

Содержание изучаемого курса:

1.   Вводное занятие (1ч)

Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятиях кружка. Планирование работы кружка.

2.   Методика наблюдения физических явлений (3ч)

Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых. Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

3.   Значение гипотез и построение моделей в процессе познания (3ч)

Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере взаимодействия молекул, взаимодействия электрических зарядов, электромагнитной индукции. Модель строения атома, идеального газа, Солнечной системы.

4.   Физический эксперимент как важный метод научного познания природы (6ч)

Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Знакомство с экспериментами известных учёных.

5.   Из чего всё состоит?(2ч)

Ох, уж эти молекулы. Откуда всё взялось? Земля, вода, воздух и огонь.

6.   Тепловые фантазии (3ч)

Источники тепла. Тепловое расширение. Тепло работает.

7.   Волны большие и маленькие (3ч)

Волны-гиганты. Приливы и отливы. Смерч в бутылке минеральной воды.

8.   Загадки звука (3ч)

Источники звука. Роль звука в жизни человека. Приёмники звука. Средства современной связи. Эхо. Запись звука.

9.         Искры и молнии (3ч)

Электризация. Типы молний.

10. Электричество в нашем доме (3ч)

Электричество в нашем доме. Тепловое действие тока. Почему магнит есть магнит?

11. Волны в эфире (2ч)

Что такое радиоволны? Радио и телевидение.

12. Свет мой, зеркальце, скажи..(4ч)

Что такое свет? «Сломанная» ложка. Радуга и мираж. Глаза братьев наших меньших.

13. Итоговое занятие (1ч)

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Сроки (дата)

план

факт

1

Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятиях кружка. Планирование работы кружка.

1

 

 

 

Методика наблюдения физических явлений.

3

 

 

2

Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых.

1

 

 

3

Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений.

1

 

 

4

 Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

1

 

 

 

Значение гипотез и построение моделей в процессе познания.

3

 

 

5

Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики.

1

 

 

6

Обучение выдвижению гипотез на примере взаимодействия молекул, взаимодействия электрических зарядов, электромагнитной индукции.

1

 

 

7

Модель строения атома, идеального газа, Солнечной системы.

1

 

 

 

Физический эксперимент как важный метод научного познания природы.

6

 

 

8

Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента.

1

 

 

9

 Знакомство с экспериментами известных учёных.

1

 

 

10

Знакомство с экспериментами известных учёных.

1

 

 

11

Знакомство с экспериментами известных учёных.

1

 

 

12

Знакомство с экспериментами известных учёных.

1

 

 

13

Знакомство с экспериментами известных учёных.

1

 

 

 

Из чего всё состоит?

2

 

 

14

Ох, уж эти молекулы.

1

 

 

15

Откуда всё взялось? Земля, вода, воздух и огонь.

1

 

 

 

Тепловые фантазии.

3

 

 

16

Источники тепла.

1

 

 

17

Тепловое расширение.

1

 

 

18

Тепло работает.

1

 

 

 

Волны большие и маленькие.

3

 

 

19

Волны-гиганты.

1

 

 

20

Приливы и отливы.

1

 

 

21

Смерч в бутылке минеральной воды.

1

 

 

 

Загадки звука.

3

 

 

22

Источники звука. Роль звука в жизни человека. Приёмники звука.

1

 

 

23

Средства современной связи.

1

 

 

24

Эхо. Запись звука.

1

 

 

 

Искры и молнии.

3

 

 

25

Эхо. Запись звука.

1

 

 

26

Электризация.

1

 

 

27

Типы молний.

1

 

 

 

Электричество в нашем доме.

3

 

 

28

Электричество в нашем доме.

1

 

 

29

Тепловое действие тока.

1

 

 

30

Почему магнит есть магнит?

1

 

 

 

Волны в эфире.

2

 

 

31

Что такое радиоволны?

1

 

 

32

Радио и телевидение.

1

 

 

 

Свет мой, зеркальце, скажи…

5

 

 

33

Что такое свет?

1

 

 

34

«Сломанная» ложка.

1

 

 

35

Радуга и мираж.

1

 

 

36

Глаза братьев наших меньших.

1

 

 

37

Итоговое занятие.

1

 

 

             

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

1. Учебное оборудование по физике «Точка роста»

2.Компьютер

3. Интерактивная доска

4.. Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, видеозаписи, мультимедийные 

материалы, компьютерные программные средства.

Список используемой литературы:

Для учителя:

  1. Гулиа Н.В. Удивительная физика.. О чем умолчали учебники. – М., 2003.
  2. Перельман Н.Я. Занимательные опыты по физике. – М., 1972.
  3. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М., 1997.
  4. Физика. Великие открытия. / Популярная школьная энциклопедия. – М., 2000.
  5. Спиридонов О.П. Фундаментальные физические постоянные. – М., 1991.
  6. КабардинО.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. – М., 2001.
  7. Хорошавин С.А. Техника и технология демонстр. эксперимента. – М., 1978.
  8. Хорошавин С А. Физический эксперимент в средней школе. –М., 2007.

    Для обучающихся:

1. Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. Ч. 1. – М., 1994.

2. Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. Ч. 2. – М., 2004.

3.   Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник

заданий и опытов для школьников. – М., 2000.

  4.       Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 7-8 класс.

 5.        Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media 2000.ru

6.         Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru

      7.   Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. ru