Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса
или знаете, как сделать школу лучше?

Точка роста-1

 

111

111

Наставничество PDF Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Жуковой Т.С.
Автор: Жукова Т.С.   
20.05.2022 08:29

До 2019 г. я была бессменным руководителем ШМО учителей физики, математики и информатики, а в 2020-2021 г. приняла участие в реализации школьной программы: "Наставничество", моим наставляемым была учитель информатики Петкевич Алина Дмитриевна, педагог пришла после педколледжа и  делала свои первые шаги в преподавании. С педагогом были разработаны: "Программа взаимодействия наставника и наставляемого",  "Профиль наставника и наставляемого", по итогам года защита анализа педдеятельности за год. Тесная работа педагога и наставника позволило Алине Дмитриевне принять участие в учителе года уже в 2020г. в категории "Молодой специалист".

Программа взаимодействия наставника и наставляемого

МБОУ «Ермаковская СШ № 1»

 

ФИО наставника: Жукова Татьяна Сергеевна

ФИО наставляемого: Петкевич Алина Дмитриевна  

Основной дефицит/проблема наставляемого: отсутствие умений подбирать и использовать разнообразные методы и формы работы на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.

Запрос наставляемого: помощь в организации образовательного процесса (не умение держать дисциплину на уроке), знакомство с современными практиками развития обучающихся.  

Сильная сторона(ы) наставляемого: ответственность, трудолюбие, креативность.

Отношения, саморазвитие, увлечения: доброжелательность в общении, доверие, взаимопомощь, жизнерадостность, эмоциональность; Коммуникабельность, открытость, вежливость, активность, порядочность; Желание развиваться и самосовершенствоваться, обучаемость,  умение и желание работать в паре, команде.

Проблема: не достаточно сформированы умения подбирать и использовать разнообразные методы и формы взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.  

Цель: помощь в освоении методов и форм взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.

Задачи:

- познакомить с разнообразными методами и формами взаимодействия на уроке с обучающимися;

- спланировать мероприятия, направленные на формирование умения использовать разнообразные методы и формы взаимодействия;

- сформировать у наставляемого  умения применять разнообразные методы и формы на уроке.

Планируемые результаты: владеет разнообразными методами и формами взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием  урока.

Содержание программы

 

Мероприятия/

цель мероприятия

Действия наставника

Действия наставляемого

Сроки реализации

Планируемый результат/ способ его проверки

1.Проведение анкетирования, посещение уроков наставляемого с целью выявления затруднений, дефицитов.

Посещение уроков

Заполнение анкеты, проведение уроков.

15.09.- 24.10.20г.

Выявление проблем (анкета, оценочная карта урока).

2. Беседа с наставником о:

- формах работы на уроке на этапе целепологания. Определение их содержания, для понимания собственных ошибок наставляемого. 

 - способах активного слушания собеседника.

Провести беседу.

Включиться в беседу, проанализировать сою педагогическую деятельность на уроке.

03.03. – 23.03.21г.

Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности на этапе целеполагания. Использование техник активного слушания, технологии GROW. (Применение техник наставляемым во время беседы).

3. Посещение уроков в указанный срок с целью просмотра использования обсуждаемых форм и способов работы на этапе целеполагания.

Анализ (оценка) деятельности молодого учителя по критериям. 

Продемонстрировать формы и методы оценки организации учебной деятельности на этапе целеполагания.

03.03. – 23.03.21г.

Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности на этапе целеполагания. Использование техник активного слушания, технологии GROW. Наблюдение.

4. Беседа с наставником о существующих методах и формах организации учебной деятельности, о возможности их использования на уроках изобразительного искусства.

Провести беседу, используя рефлексивные вопросы.

Включиться в беседу, проанализировать сою педагогическую деятельность на уроке.

03.03. – 23.03.21г.

 

 

 

 

 

Подбор молодым специалистом методов и форм организации учебной деятельности при планировании уроков на период 03.03. – 23.03.21г.

Конспекты уроков.

5. Посещение уроков наставника молодым специалистом с целью просмотра использования различных методов и форм организации учебной деятельности.

Провести уроки.

Познакомиться с разнообразными методами и формами работы на уроке.

03.03. – 23.03.21г.

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности по предмету изобразительное искусство.

Критериальное оценивание реализации использования запланированных методов и форм организации учебной деятельности. Наблюдение.

6. Беседа с наставляемым с целью обсуждения посещенных наставляемым уроков. 

Дать рекомендации молодому специалисту в использовании методов и форм организации учебной деятельности.

Проанализировать деятельность наставника во время урока.

03.03. – 23.03.21г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности по предмету изобразительное искусство.

Критериальное оценивание реализации использования запланированных методов и форм организации учебной деятельности. Наблюдение.

 

 

 

7. Посещение уроков молодого специалиста наставником и завучем в рамках ВШК

Анализ (оценка) деятельности молодого учителя на соответствие проведённых молодым специалистом уроков тематике и требованиям ВШК.

Провести уроки, продемонстрировав разнообразные методы и формы работы на уроке.

12.04. – 20.05.21г.

 

 

 

 

 

20.05-25.05.21г.

Сформированность (возможно частичная) умения подбирать и использовать  методы и формы взаимодействия на уроке в соответствии с  планируемыми результатами  и содержанием урока. (Наблюдение, оценочный лист урока).

 

8. Беседа с наставником о важности развития коммуникативных навыков.

Организация бесед с элементами тренинга коммуникативной компитентности.

Провести беседу, используя техники эффективного общения.

Включиться и поддерживать беседу, применяя техники эффективного общения.

03.03. – 20.05.21г.

Формирование умений эффективно вести диалог. Знание техник активного слушания, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы.

9. Беседа о существующих конторольно – измерительных материалах, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся.

Провести беседу.

Включится в беседу.

 

12.04 - 20.05.21г.

 

 

 

 

 

Формирование представлений о существующих конторольно – измерительных материалах, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся на уроках в период 12.04 - 20.05.21г.

10.Посещение уроков наставника и других учителей – предметников молодым специалистом с целью просмотра использования конторольно – измерительных материалов, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся.

Продемонстрировать, применяемые в своей практике конрольно – измерительные матриалы.

Познакомиться и проанализировать, применяемые наставником контрольно – измерительные материалы.

12.04 - 20.05.21г.

 

 

 

 

 

 

 

Перенятие положительного опыта других учителей использования конторольно – измерительных материалов, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся на уроке изобразительного искусства. (Наблюдение, оценочная карта урока).

 

11. Проведение итогового анкетирования с целью выявления уровня сформированности необходимых навыков.

Провести анкетирование, сделать анализ.

Пройти анкетирование, сделать анализ своих результатов.

25.05.21г.

Результаты тестирования (анкета, экспертный лист).

12. Презентация опыта молодого педагога за 1 год на методическом совете.

Подготовить рекомендации по дальнейшей работе.

Подготовить презентацию, оформить портфолио.

30.05.21г.

Портфолио. (Наблюдение)

Способы мотивации наставляемых

 

- создание ситуации взаимопомощи (технологии «Мы», «На равных»);

- создание ситуации, способствующей профессиональному росту (участие в профессиональных конкурсах, аттестация + материальное вознаграждение);

- личный пример. 

 

Техники взаимодействия с наставляемым

 

Этап программы

Техники

Совместное определение проблемы / обсуждение запроса наставляемого

 

Техники активного слушания, GROW, открытые, закрытые, альтернативные вопросы.

Совместная постановка целей и задач, планирование мероприятий

 

Техники активного слушания, GROW, открытые, закрытые, альтернативные вопросы.

Сопровождение наставляемого в  ходе реализации мероприятий

 

Наблюдение, техники активного слушания, GROW, рефлексивные вопросы.

Совместное определение итогов, обсуждение достигнутых результатов

Техники активного слушания, GROW, рефлексивные вопросы.

 

Прогнозируемые варианты завершения программы

Завершение данной программы не предусмотрено, так как есть необходимость оказывать практическую помощь в педагогической деятельности молодому педагогу для его самореализации и профессионального роста.   

 

Профиль наставника

Жукова Татьяна Сергеевна

Возраст: 44 года

Пол: Женский

Сфера умений

 Моя сильная сторона

  Моя слабая сторона 

Отношения

умение устанавливать контакт, убеждать, доброжелательность в общении, ответственность,  порядочность, неконфликтность,

умение слышать и слушать

тревожность, стрессоустойчивость

Карьера/профессия

Целеустремленность,  коммуникабельность (общительность), умение устанавливать контакт, убеждать, энтузиазм, оптимизм, креативность

недоведении дел до конца, уступчивость

Саморазвитие

решительность,  самообладание,  выдержка, независимость, инициативность, самоорганизованность

Желание развиваться и самосовершенствоваться

Увлечения, развлечения

чтение художественной литературы, игра на гитаре, путешествия, кулинария.

 

 Мои должностные обязанности

 Мои функции как наставника

Реализую образовательные программы, осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, провожу уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях; обеспечиваю уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Оказывать практическую помощь и поддержку молодому педагогу для развития его профессиональных компетенций.

 Профиль наставляемого

Петкевич Алина Дмитриевна

 Возраст 20лет

 Полженский

 Основной дефицит / проблема

отсутствие умений подбирать и использовать разнообразные методы и формы работы на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.

 Сильная сторона (ы)

ответственность, трудолюбие, креативность

Отношения

Сильные стороны

Слабые стороны

доброжелательность в общении, доверие, взаимопомощь,жизнерадостность, эмоциональность.

стрессоустойчивость,

импульсивность, тревожность

Карьера/ профессиональная ориентация

Коммуникабельность, открытость, вежливость, активность, порядочность

Доверие,

Саморазвитие

Желание развиваться и самосовершенствоваться, обучаемость,  умение и желание работать в паре, команде

самоорганизованность

Увлечения, развлечения

Танцы, путешествия, вышивание крестиком, алмазная мозаика, плетение бисером.

В результате беседы с наставляемым я поняла следующее: что наши профили частично похожи. Сильными сторонами являются целеустремлённость, коммуникабельность, умение слушать и слышать собеседника. Наставляемый планирует в рамках своей профессиональной деятельности развиваться и самосовершенствоваться, что позволит и мне как наставнику вдохновиться и усилить в этом направлении свое желание развиваться, за счет совместного изучения новых методик и современных технологий в области информатики и применения на уроках информатики Алиной Дмитриевной, и наставником на уроках математики и физики.  Применить данную отрасль для работы с обучающимися, для повышения мотивации к изучению преподаваемого предмета.

Так же Алине Дмитриевне не хватает самоорганизованности, что у меня как наставника есть, значит я смогу помочь ей в освоении способов и методов работы в этом направлении. У нас обоих развита тревожность, думаю что это связано больше с показом открытых мероприятий, можно проводить совместные тренинги по борьбе с этим состоянием, тем более, что с опытом приходит самообладание и выдержка, чего так не хватает наставляемому, у которого тревожность находит выход в импульсивности поступков и слабую стрессоустойчивость.

Цель совместной деятельности:  создание условий для профессионального развития как наставляемого, так и наставника.

Результатом совместной целенаправленной деятельности и для наставника и для наставляемого станет уверенность в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.

Во время беседы я смогла установить доверительные отношения с наставляемым с помощью техник активного слушания, использования эффективных техник коммуникации: перефразирование, эхо, самораскрытие, уточняющих вопросов, также помогало невербальное сопровождение.