До 2019 г. я была бессменным руководителем ШМО учителей физики, математики и информатики, а в 2020-2021 г. приняла участие в реализации школьной программы: "Наставничество", моим наставляемым была учитель информатики Петкевич Алина Дмитриевна, педагог пришла после педколледжа и делала свои первые шаги в преподавании. С педагогом были разработаны: "Программа взаимодействия наставника и наставляемого", "Профиль наставника и наставляемого", по итогам года защита анализа педдеятельности за год. Тесная работа педагога и наставника позволило Алине Дмитриевне принять участие в учителе года уже в 2020г. в категории "Молодой специалист".
Программа взаимодействия наставника и наставляемого
МБОУ «Ермаковская СШ № 1»
ФИО наставника: Жукова Татьяна Сергеевна
ФИО наставляемого: Петкевич Алина Дмитриевна
Основной дефицит/проблема наставляемого: отсутствие умений подбирать и использовать разнообразные методы и формы работы на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
Запрос наставляемого: помощь в организации образовательного процесса (не умение держать дисциплину на уроке), знакомство с современными практиками развития обучающихся.
Сильная сторона(ы) наставляемого: ответственность, трудолюбие, креативность.
Отношения, саморазвитие, увлечения: доброжелательность в общении, доверие, взаимопомощь, жизнерадостность, эмоциональность; Коммуникабельность, открытость, вежливость, активность, порядочность; Желание развиваться и самосовершенствоваться, обучаемость, умение и желание работать в паре, команде.
Проблема: не достаточно сформированы умения подбирать и использовать разнообразные методы и формы взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
Цель: помощь в освоении методов и форм взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
Задачи:
- познакомить с разнообразными методами и формами взаимодействия на уроке с обучающимися;
- спланировать мероприятия, направленные на формирование умения использовать разнообразные методы и формы взаимодействия;
- сформировать у наставляемого умения применять разнообразные методы и формы на уроке.
Планируемые результаты: владеет разнообразными методами и формами взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
Содержание программы
Мероприятия/
цель мероприятия
|
Действия наставника
|
Действия наставляемого
|
Сроки реализации
|
Планируемый результат/ способ его проверки
|
1.Проведение анкетирования, посещение уроков наставляемого с целью выявления затруднений, дефицитов.
|
Посещение уроков
|
Заполнение анкеты, проведение уроков.
|
15.09.- 24.10.20г.
|
Выявление проблем (анкета, оценочная карта урока).
|
2. Беседа с наставником о:
- формах работы на уроке на этапе целепологания. Определение их содержания, для понимания собственных ошибок наставляемого.
- способах активного слушания собеседника.
|
Провести беседу.
|
Включиться в беседу, проанализировать сою педагогическую деятельность на уроке.
|
03.03. – 23.03.21г.
|
Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности на этапе целеполагания. Использование техник активного слушания, технологии GROW. (Применение техник наставляемым во время беседы).
|
3. Посещение уроков в указанный срок с целью просмотра использования обсуждаемых форм и способов работы на этапе целеполагания.
|
Анализ (оценка) деятельности молодого учителя по критериям.
|
Продемонстрировать формы и методы оценки организации учебной деятельности на этапе целеполагания.
|
03.03. – 23.03.21г.
|
Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности на этапе целеполагания. Использование техник активного слушания, технологии GROW. Наблюдение.
|
4. Беседа с наставником о существующих методах и формах организации учебной деятельности, о возможности их использования на уроках изобразительного искусства.
|
Провести беседу, используя рефлексивные вопросы.
|
Включиться в беседу, проанализировать сою педагогическую деятельность на уроке.
|
03.03. – 23.03.21г.
|
Подбор молодым специалистом методов и форм организации учебной деятельности при планировании уроков на период 03.03. – 23.03.21г.
Конспекты уроков.
|
5. Посещение уроков наставника молодым специалистом с целью просмотра использования различных методов и форм организации учебной деятельности.
|
Провести уроки.
|
Познакомиться с разнообразными методами и формами работы на уроке.
|
03.03. – 23.03.21г.
|
Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности по предмету изобразительное искусство.
Критериальное оценивание реализации использования запланированных методов и форм организации учебной деятельности. Наблюдение.
|
6. Беседа с наставляемым с целью обсуждения посещенных наставляемым уроков.
|
Дать рекомендации молодому специалисту в использовании методов и форм организации учебной деятельности.
|
Проанализировать деятельность наставника во время урока.
|
03.03. – 23.03.21г.
|
Формирование представлений об использовании форм и методов организации учебной деятельности по предмету изобразительное искусство.
Критериальное оценивание реализации использования запланированных методов и форм организации учебной деятельности. Наблюдение.
|
7. Посещение уроков молодого специалиста наставником и завучем в рамках ВШК
|
Анализ (оценка) деятельности молодого учителя на соответствие проведённых молодым специалистом уроков тематике и требованиям ВШК.
|
Провести уроки, продемонстрировав разнообразные методы и формы работы на уроке.
|
12.04. – 20.05.21г.
20.05-25.05.21г.
|
Сформированность (возможно частичная) умения подбирать и использовать методы и формы взаимодействия на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока. (Наблюдение, оценочный лист урока).
|
8. Беседа с наставником о важности развития коммуникативных навыков.
Организация бесед с элементами тренинга коммуникативной компитентности.
|
Провести беседу, используя техники эффективного общения.
|
Включиться и поддерживать беседу, применяя техники эффективного общения.
|
03.03. – 20.05.21г.
|
Формирование умений эффективно вести диалог. Знание техник активного слушания, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы.
|
9. Беседа о существующих конторольно – измерительных материалах, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся.
|
Провести беседу.
|
Включится в беседу.
|
12.04 - 20.05.21г.
|
Формирование представлений о существующих конторольно – измерительных материалах, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся на уроках в период 12.04 - 20.05.21г.
|
10.Посещение уроков наставника и других учителей – предметников молодым специалистом с целью просмотра использования конторольно – измерительных материалов, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся.
|
Продемонстрировать, применяемые в своей практике конрольно – измерительные матриалы.
|
Познакомиться и проанализировать, применяемые наставником контрольно – измерительные материалы.
|
12.04 - 20.05.21г.
|
Перенятие положительного опыта других учителей использования конторольно – измерительных материалов, позволяющих оценить метапредметные и личностные умения обучающихся на уроке изобразительного искусства. (Наблюдение, оценочная карта урока).
|
11. Проведение итогового анкетирования с целью выявления уровня сформированности необходимых навыков.
|
Провести анкетирование, сделать анализ.
|
Пройти анкетирование, сделать анализ своих результатов.
|
25.05.21г.
|
Результаты тестирования (анкета, экспертный лист).
|
12. Презентация опыта молодого педагога за 1 год на методическом совете.
|
Подготовить рекомендации по дальнейшей работе.
|
Подготовить презентацию, оформить портфолио.
|
30.05.21г.
|
Портфолио. (Наблюдение)
|
Способы мотивации наставляемых
- создание ситуации взаимопомощи (технологии «Мы», «На равных»);
- создание ситуации, способствующей профессиональному росту (участие в профессиональных конкурсах, аттестация + материальное вознаграждение);
- личный пример.
Техники взаимодействия с наставляемым
Этап программы
|
Техники
|
Совместное определение проблемы / обсуждение запроса наставляемого
|
Техники активного слушания, GROW, открытые, закрытые, альтернативные вопросы.
|
Совместная постановка целей и задач, планирование мероприятий
|
Техники активного слушания, GROW, открытые, закрытые, альтернативные вопросы.
|
Сопровождение наставляемого в ходе реализации мероприятий
|
Наблюдение, техники активного слушания, GROW, рефлексивные вопросы.
|
Совместное определение итогов, обсуждение достигнутых результатов
|
Техники активного слушания, GROW, рефлексивные вопросы.
|
Прогнозируемые варианты завершения программы
Завершение данной программы не предусмотрено, так как есть необходимость оказывать практическую помощь в педагогической деятельности молодому педагогу для его самореализации и профессионального роста.
Профиль наставника
Жукова Татьяна Сергеевна
Возраст: 44 года
Пол: Женский
Сфера умений
|
Моя сильная сторона
|
Моя слабая сторона
|
Отношения
|
умение устанавливать контакт, убеждать, доброжелательность в общении, ответственность, порядочность, неконфликтность,
умение слышать и слушать
|
тревожность, стрессоустойчивость
|
Карьера/профессия
|
Целеустремленность, коммуникабельность (общительность), умение устанавливать контакт, убеждать, энтузиазм, оптимизм, креативность
|
недоведении дел до конца, уступчивость
|
Саморазвитие
|
решительность, самообладание, выдержка, независимость, инициативность, самоорганизованность
|
Желание развиваться и самосовершенствоваться
|
Увлечения, развлечения
|
чтение художественной литературы, игра на гитаре, путешествия, кулинария.
|
|
Мои должностные обязанности
|
Мои функции как наставника
|
Реализую образовательные программы, осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, провожу уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях; обеспечиваю уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
|
Оказывать практическую помощь и поддержку молодому педагогу для развития его профессиональных компетенций.
|
Профиль наставляемого
Петкевич Алина Дмитриевна
Возраст 20лет
Полженский
Основной дефицит / проблема
|
отсутствие умений подбирать и использовать разнообразные методы и формы работы на уроке в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
|
Сильная сторона (ы)
|
ответственность, трудолюбие, креативность
|
Отношения
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
доброжелательность в общении, доверие, взаимопомощь,жизнерадостность, эмоциональность.
|
стрессоустойчивость,
импульсивность, тревожность
|
Карьера/ профессиональная ориентация
|
Коммуникабельность, открытость, вежливость, активность, порядочность
|
Доверие,
|
Саморазвитие
|
Желание развиваться и самосовершенствоваться, обучаемость, умение и желание работать в паре, команде
|
самоорганизованность
|
Увлечения, развлечения
|
Танцы, путешествия, вышивание крестиком, алмазная мозаика, плетение бисером.
|
В результате беседы с наставляемым я поняла следующее: что наши профили частично похожи. Сильными сторонами являются целеустремлённость, коммуникабельность, умение слушать и слышать собеседника. Наставляемый планирует в рамках своей профессиональной деятельности развиваться и самосовершенствоваться, что позволит и мне как наставнику вдохновиться и усилить в этом направлении свое желание развиваться, за счет совместного изучения новых методик и современных технологий в области информатики и применения на уроках информатики Алиной Дмитриевной, и наставником на уроках математики и физики. Применить данную отрасль для работы с обучающимися, для повышения мотивации к изучению преподаваемого предмета.
Так же Алине Дмитриевне не хватает самоорганизованности, что у меня как наставника есть, значит я смогу помочь ей в освоении способов и методов работы в этом направлении. У нас обоих развита тревожность, думаю что это связано больше с показом открытых мероприятий, можно проводить совместные тренинги по борьбе с этим состоянием, тем более, что с опытом приходит самообладание и выдержка, чего так не хватает наставляемому, у которого тревожность находит выход в импульсивности поступков и слабую стрессоустойчивость.
Цель совместной деятельности: создание условий для профессионального развития как наставляемого, так и наставника.
Результатом совместной целенаправленной деятельности и для наставника и для наставляемого станет уверенность в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Во время беседы я смогла установить доверительные отношения с наставляемым с помощью техник активного слушания, использования эффективных техник коммуникации: перефразирование, эхо, самораскрытие, уточняющих вопросов, также помогало невербальное сопровождение. |