Программа внеурочной деятельности Печать
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Гольцевой Н. А.
01.11.2016 16:30

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

 

Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс

1.    Математика – царица наук.   
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах
5. Упражнения с  числами.
Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.  
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с  числами.
Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11.  Загадки- смекалки.  
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
19.  Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28.  Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.
 Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов.
34. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
35. Круглый стол «Подведем итоги».
Систематизация знаний по изученным разделам.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
•    простое наблюдение,
•    проведение математических игр,
•    опросники,
•    анкетирование
•    психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
•    занятия-конкурсы на повторение практических умений,
•    занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
•    самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
•    участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
•    результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
•    активность,
•    аккуратность,
•    творческий подход к знаниям,
•    степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.  
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
•    игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
•    собеседования (индивидуальное и групповое),
•    опросников,
•    тестирования,
•    проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

III. Календарно-тематический план

Наименование тем курса

Виды деятельности

План

Факт

 
 

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся.

     

2.Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

     

3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

     

4. Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

     

5. Упражнения с  числами

работа с алгоритмами

     

6. Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

     

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

     

8. Упражнения с  числами

работа с алгоритмом

     

9. Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

     

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

     

11. Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

     

12. Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

     

13. Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

     

14. Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

     

15.Задачи с изменением вопроса.

инсценирование задач

     

16. «Газета любознательных».

проектная деятельность

     

17.Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

     

18.Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

     

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

     

20. Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

     

21. Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

     

22.Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

     

23. Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование

     

24.Решение логических задач.

схематическое изображение задач

     

25.Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

     

26.Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

     

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

     

28.Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

     

29.Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

     

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

     

31.Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

     

32.Математический КВН

работа в группах

     

33. Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

     

34. Решение занимательных задач в стихах.

решение задач

     

35.Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе