Школьная тропинка Софроновой Людмилы Михайловны PDF Печать E-mail
Школьный виртуальный музей - Тропинка школьная моя
Автор: Ланкина Елена Викторовна   
23.10.2020 19:48

1954 год 3 класс, вторая справа Людмила

Мои мать и отец были учителями русского языка и литературы в Ермаковской средней школе Носков Михаил Васильевич и Носкова Зинаида Ивановна. Первой «сказкой», которую я помню с младенчества, была рассказанная мамой басня Крылова «волк и ягненок», так что серьезную литературу я познавала с пеленок.
Моя школьная тропинка началась в 1951 году в родной уже для меня средней школе у замечательной учительницы, строгой и доброй, Зои Федоровны Быстрицкой.

Потом 11 лет меня вели другие учителя-наставники от Бога: Антонина Ивановна Панасенко, Елена Иванова Леурдо, Седов Леонид Павлович, Черных Прасковья Григорьевна, Евдокимова Валентина Ефремовна, Валентина Трофимовна Тарасова, Анна Михайловна Демиденко, Шатрович Александр Васильевич, Воронцов Иван Иосифович, Мисьник Александр Илларионович, Цыганков Александр Васильевич, Крупская Анна Семеновна и другие талантливые учителя. Какая у нас была интересная насыщенная жизнь! Кроме учеб ы – спортивые праздники, всевозможные кружки, вечера; собирали золу, макулатуру, металлолом, летом и осенью, в сентябре, работали в колхозе, помогали собирать урожай.

 Был свой огромный пришкольный участок, яблочный сад, теплица – все выращивали своими руками.
После окончания английского отделения пединститута для меня не было проблемы выбора места работы: только в родную школу хотя была возможность остаться преподавать в институте, так как закончила с красным дипломом, или поехать в одну из зарубежных стран преподавать русский язык на основе английского. Помню, встретилась я со бывшей классной руководительницей, она мне и посоветовала: « Людочка , в нашей работе бывают скорби и радости. Всеми тебе будет трудно, ты молись, никому не показывай, не говори, а молись. Бог поможет. Я так и стала делать, благо вере и молитвам меня научила в детстве бабушка. Классы мне давали почему то такие , от которых другие старались отказаться: «Молодая, справишься. Поможем». Было всё: и слезы, и неприятности, и не понимание. И с уроков сбегали, и опаздывали, и не слушались, исподтишка наблюдали, как я отреагирую на ту или иную выходку. Все преодолели вместе, потому что жили одной семьей: учителя, дети, их родителя и я, классная мама.
О зарплатах мы особенно не думали, это было на втором плане; мало платили, но ведь платили же. Мы были воспитаны на нестяжании.

Не знаю, как у других учителей, а моя школьная жизнь просто кипела. Английский язык вообще-то трудный предмет, но мы с коллегами старались методически улучшить, усовершенствовать преподавание, учились сами , учили детей. 13 моих учеников связали свою судьбу непосредственно о английским языком Радостно! Какие смышленые, интересные трудолюбивые и ответственные люди вырастали к концу школьных лет из моих воспитанников.
У меня мало было «свободных» выходных дней: то походы по крестным местам, музеям, выставкам, то лыжные вылазки зимой, катание с крутых гор да с трамплинами, то учимся играть в настольный теннис по вечерам, то дальние поздки – экскурсии в каникулы по городам страны. Летом трудовые лагеря и Ергаки с кострами и песнями, играли и серьезными «житейскими» разговорами. А какие смотры художественной самодеятельности мы проводили! А вечера! А классные часы! Везде активно участвовали мои любимые «трудовые» дети!
Помните, наверное, деточки мои, как мы встречали новый год в лесу, ночью? Мальчики во главе Геной Потылицыным заранее искали подходящую поляну, ставили и украшали там елку, потом встречали нас с девочками, вели в темноте по тропе. Разводили небольшой костер по всем правилам ( дети мои были очень ответственны , а мое око никогда не дремало).
Читали стихи, пели песни, рассказывали интересные истории, загадки конкурсы и, наконец, поздравляли друг друга с Новым годом. Вокруг в свете костра сверкая снег, а сверху на нас глядели звезды, удивляясь: «чего этим чудакам не сидится в теплых домах у телевизоров?» А мы были счастливы. Часов в 11 шли обратно, тщательно убрав за собой и погасив костер. Рыцари провожали девочек до самого дома. Я сразу же это проверяла. Зоя Ивановна Чуканова помнит очевидно, какой грандиозный вечер встречи «Алые паруса» мы провели с выпускниками нашей школы , собрав их от первого выпуска до последнего, когда она была директорам. Сколько было труда, радости и восторга!
Мы жили по принципу: « И если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, то кто же здесь рассеет тьму?»
Мы и горели...
Я с благодарностью вспоминаю всех учителей, с которыми работала в нашей школе, своих наставников, своих детей, которых мне дал Бог, их родителей. Любовь к детям и ответственность за порученное тебе дело-это главное в профессии учителя. Хотя учитель это не только профессия это образ жизни.

1962 год 11  класс, вторая справа во втором ряду Людмила

Тропинка первая моя

Веди от школьного порога,

Пройди все земли и моря
И стань счастливою дорогой...
Моя школьная тропинка стала счастливой дорогой!

1967 год мой первый класс 6 Б, я классный руководитель

Несмотря на мою полную скорбей и потерь жизнь.

 Я счастливый человек.

                                               

 С уважением, Людмила Софронова.