Родителям на заметку Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Осауленко Н.И.
Автор: Осауленко Н.И.   
31.03.2014 10:26

Какие дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путем
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти.
Плутарх

Родительское собрание
на тему:
«Школьной адаптации»

 

Введение
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание родителям в эти переходные периоды?


Цели: Выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем, привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-х классов, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог.
Подготовка.
1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их ребенка в 5-м классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.
2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удов¬летворенности учащихся школьной жизнью».

Методика изучения удовлетворенности
учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4 — совершенно согласен 3 — согласен 2 — трудно сказать 1 — не согласен О — совершенно не согласен
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9 Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
С точки зрения психолога...
Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие про¬блемы могут возникать у них в период адаптации к новым условиям обучения.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю совпадает с началом подросткового возраста. Подростку приходится адаптироваться не только к физиологическим и психологическим изменениям, но и к новым условиям обучения и требованиям со стороны учителей – ведь ребенок перешел от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка.
• индивидуальные особенности ребенка;
• характер взаимоотношений с окружающими;
• степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердеч¬но - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в разви¬тии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до¬полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос-произведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренни¬ми (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной де¬ятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин; недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?
Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности. Я думаю.
Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Пятиклассники с психологической точки зрения не находятся в группе риска, это достаточно спокойный возраст. Другое дело, что им нужно приспособится к новым учителям, возросшим учебным трудностям, новому кабинету. Но если не было проблем с адаптацией в начальной школе, вряд ли они возникнут в пятом классе. А вот ребенок, который испытывал трудности в начальной школе, скорее всего, будет испытывать их и в пятом. Хотя у некоторых детей есть шанс начать свою школьную жизнь с чистого листа. Новые предметы, новые учителя могут пробудить в нем желание отличить и пробудить интерес к учебе или отдельному предмету, который возможно определит его дальнейшую судьбу.

Какие «плюсы» в себе несет переход из начальной школы в среднюю?
• Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основой смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.
Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на тройки и его ничего не волнует. Волнует, и еще как! Но действительно, не учеба.
Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретение своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам.
Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно впервые один – два месяца обучения в средней школе. Но все, же, не в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.
Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанное с двойками, в большинстве случаях приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают ваши взаимоотношения.
• Еще одной особенностью детей десяти – одиннадцати лет является их возросшая степень самостоятельности.
С одной стороны, это хорошо, т.к. многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но это уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики, у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период хорошо бы так спланировать свободное время подростка, что бы у него не оставалось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь вместе подумать, какие кружки хотел бы посещать ребенок, Кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2.Ребенок легко справляется с программой;
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий;
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка;
2. Нежелание выполнять домашние задания;
3. Беспокойный сон;
4. Постоянные жалобы на плохое самочувствие;
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
6. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

Если ребенок провинился:
• Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении;
• Ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а так же узнайте, что он думает по этому поводу;
• Не подсказывайте ребенку своих готовых решений;
• Не унижайте ребенка словами типа «а у тебя вообще голова на плечах есть?»;
• Не угрожайте: «если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь»;
• Не вымогайте обещания, для ребенка они ничего не значат;
• Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу;
• Оценивайте поступок, а не личность; лучше сказать: «ты поступил плохо» вместо «ты плохой».
После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

Наказывая ребенка помните:
- Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.
- Наказание должно быть нормой, а исключением.
- Правом наказывать в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
- Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
- Нельзя подчеркивать свою власть над маленьким ребенком.
- Нельзя читать длинных нотаций и нельзя напоминать о проступке.
- Нельзя пугать ребенка, например, говорить, что позовете милиционера.
- Не спешите наказать ребенка сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
- Разговор о поступке лучше вести наедине.

Можно ли контролировать ребенка с помощью призов? Учтите: приз – не подарок; подарки дарят безоговорочно, а приз надо завоевать, заслужить. Важно подчеркнуть, что приз ребенок получает не как знак благодарности родителей, а как законный заработок.

Анкетирование родителей

Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Подведение итогов собрания
Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.