Приемы организации деятельности школьников для работы с художественными произведениями Печать E-mail
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Шикаловой Т.П.
Автор: Шикалова Татьяна Павловна   
18.01.2017 13:54

Один из способов развития мотивации к чтению «Чтение с остановками»,в котором художественный текст будет разбит на небольшие фрагменты, работа с каждым из которых будет проходить в три этапа: «Вызов – Реализация смысла – Рефлексия»


1 стадия - вызов.
На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны будут предположить, о чем будет текст. Используя такой приём как синквейн, хочу получить первоначальное представление о понимании детьми образа, который на протяжении нашей работы над текстом будет подлежать сравнению с главным героем.
2 стадия - осмысление.
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточнят свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Дети будут участвовать в беседе, предполагать. Обязателен будет вопрос: "Как вы думаете, что будет дальше?"
3 стадия рефлексия
Будет происходить осмысление прочитанного, оценка изображённой автором ситуации, поступков героя.
На этапе итоговой рефлексии. Изученный материал вновь подвергается анализу, систематизации и каждому ученику представится возможность выразить собственное отношение к теме. Для полного осмысления идеи произведения, для того чтобы произошло рождение нового знания как элемента личностного опыта буду вновь использовать такой методический приём как создание синквейна и сопоставление синквейнов.
Такая работа с текстом будет направлена на раскрытие творческого потенциала, развитие умения анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов текста (темы, образов, способов выражения авторской позиции), развитию умения выражать свои мысли, учить пониманию и осмыслению текста. Ученики занимаются познавательными проблемами, проистекающими, прежде всего, из внутренних потребностей.
УУД: познавательные: строят письменные высказывания, опираясь на жизненный опыт, устанавливают причинно-следственные связи;
регулятивные: умеют структурировать, анализировать, обобщать, присваивать информацию, превращая её в личностное знание;
Коммуникативные: сотрудничают в группе;
Личностные: умеют вести себя в соответствии с ролью «критического читателя», автора, выстраивают личную шкалу ценностей.

1.Вызов.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

-Как вы понимаете это высказывание?
(Храбрый человек тоже боится, но может преодолеть свой страх ради кого-то или чего-то).
-А теперь представьте, что на вас бежит бык с красными глазами.
- Убежите?
- Боитесь?

-Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?
(о девочке, о трусихе)
Предлагаю вам поработать в группах. Составьте синквейн «Образ труса» по плану:

1. Существительное (тема)
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Короткое предложение из 4 слов.
5. Синоним к теме.

2.«Смысловая» стадия.
-А сейчас я предлагаю вам работу над произведением Нины Михайловны Артюховой «Трусиха». Мы будем читать это произведение по фрагментам.

Чтение первого фрагмента (один читает, остальные слушают)
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - "трусиха".
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали…
Анализ первого отрывка?
-Почему Валю называли трусихой?
-Какой вы её представляете? (немного замкнутой, обычной девочкой)
-Почему её не принимали в игру?

Чтение второго фрагмента
- ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Анализ второго отрывка.
-Кто трус?
-Как вы думаете, что будет дальше? ( Может что-то случится, что поможет ей измениться).

Чтение третьего фрагмента.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
- Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
- Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Анализ третьего отрывка
- Что произойдёт?
-Кто окажется трусом?

Чтение четвёртого отрывка
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Анализ четвёртого отрывка.
- Кто оказался в беде?
-Кто трус?
- Как вы думаете, Валя бросится спасать брата?

Чтение пятого фрагмента
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный, злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
- Пошёл вон!
Анализ пятого отрывка.
- Как поступила Валя?
- Что заставило Валю изменить своё поведение? (боязнь за брата)
- Оцените поступок Вали? (геройский)
- Кто трус?
- А как поступили бы вы?

Чтение шестого фрагмента.
- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
- Ты что? - спросили ребята. - Лохмач тебя укусил?
- Нет, - отвечала она, - он не укусил... Просто я очень испугалась...
Анализ шестого отрывка.
- Почему Валя плакала? (от испытанного шока)
- Попробуйте представить себя на месте Вали. Какие чувства у вас могли быть в это время? (тоже бы заплакали)

3. Рефлексия.
- Давайте снова поработаем в группах. Составьте синквейн на тему «Образ Вали» по тому же плану

1. Существительное (тема)
2. Два прилагательных (храбрая, бесстрашная)
3. Три глагола (бросается спасать, не боится, защищает)
4. Короткое предложение из 4 слов. (Сам погибай, а товарища выручай)
5. Синоним к теме (смелая)
А теперь сравним два синквейна. Есть ли в них что-то общее?
- Так почему автор дала такое название своему произведению?
(Валя действительно думала, что она трусиха. Но в опасный момент она сумела преодолеть страх, чтобы прийти на помощь и защитить более слабого.
Может быть, хотела подчеркнуть, что мнение людей о человеке и его самого о себе не всегда совпадают с действительностью.)
- Так кто такой трус? (тот, кто не делает, потому что боится)
- А как бы вы озаглавили текст? (храбрая девочка, надёжный друг)
                                                                                                         Список литературы:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
2. В.Б. Лебединцев. Литературное чтение 1-4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений. Волгоград, издательство «Учитель» 2013. - 158
3. Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / авт.-сост. А.Б.Носкова [и др.].-Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
4. Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС /авт.-сост. Л.А. Тропкина [и др.].-Волгоград: Учитель, 2013. -163 с.