Страницы педагогов
"Рептилии: мифы и реальность" |
![]() |
![]() |
![]() |
Личные страницы педагогов - Персональная страничка Волковой Г.Г. |
Автор: Волкова Г.Г. |
28.10.2015 12:49 |
АННОТАЦИЯ Волков Михаил село Ермаковское, МОУ «СОШ №1» ,4 класс «Рептилии: мифы и реальность» Руководители: Лариошкина Евдокия Валерьевна, учитель биологии, Волкова Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цель реферативного исследования: сопоставить биологические научные данные о древних и загадочных представителях животного мира – рептилиях с мифологическим материалом. Метод проведённых исследований: анализ литературных источников. Основные результаты исследования: в историях о рептилиях переплелись правда, то есть биологические факты об особенностях строения, образа жизни и мифы. Также удалось узнать, почему настоящие рептилии носят имена мифологических героев. Одни имеют внешнее сходство, другие – повадки, или черты характера. Зная хорошо мифологию, можно объяснить многие биологические названия. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. СРАВНЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ С РЕАЛЬНО ЖИВУЩИМИ РЕПТИЛИЯМИ…………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ Мифами я увлекаюсь с раннего детства. Много читаю и о различных животных. В настоящее время меня заинтересовали пресмыкающиеся (рептилии). Рептилии слишком отличаются от привычных нам животных. Например, змеи: немигающий холодный взгляд, непостижимая скорость передвижения при полном отсутствии конечностей, скрытный образ жизни, потрясающая выживаемость… Черепахи – древние и загадочные, недосягаемые и уязвимые, именно они несут на своем панцире мир в мифологии Индии. Крокодилы, коварные и беспощадные, холодные и стремительные, появившиеся на заре мира и выжившие в техногенном государстве. Оказывается, в названиях ныне живущих рептилий встретились имена мифологических героев. Проблема: почему же имена мифологических героев попали в биологические названия ныне живущих рептилий? Гипотеза: возможно, у них есть какие-то черты сходства. Цель работы: Сопоставить биологические научные данные о древних и загадочных представителях животного мира – рептилиях с мифологическим материалом. Задачи: 1. Изучить литературу по исследуемой теме. 2. Выяснить, благодаря каким признакам мифологических героев были названы настоящие рептилии. 3. Сделать выводы. Метод исследования: анализ литературных источников В популярной песне Ады Якушевой есть строки: я мечтала о морях и кораллах, я поесть мечтала суп черепаший… Из книги Б.Г. Бабенко «Под лучами Гелиоса» (1) мы узнали, что из черепахи, называемой гофер-полифем, готовят деликатесное блюдо. Имя Полифем переводится как многоречивый. Про черепаху этого не скажешь. Известен циклоп Полифем, потерявший единственный глаз после встречи с Одиссеем, и мечтавшим истребить его команду. Может быть, из-за глубоких нор и панциря, похожего на пещеру, его так назвали? Но гофер-полифем вовсе не агрессивен. В мифологии был еще один Полифем: пастух, влюбленный в морскую нимфу Галатею, страдающий от того, что его считают уродом, и коротающего век за игрой на свирели и в неуклюжих танцах. Может, в его честь назван гофер? В книге «Мифы и легенды народов мира» (4) говорится о том, что в мифах разных народов важное место принадлежит змеям. Прежде всего – сотворение мира. Яйцо – удобная форма для мира, а, значит, в основе его – птица или змея, как в Египте. В Австралии считали, что радужный змей, ползая по земле, создал горы, холмы, русла рек. Особенно трогательно звучит история сотворения мира в африканской стране Бенин. Главному Богу, у которого два лика – мужской – Земля, и женский – Луна, помогает создавать мир змея Айдо-Хведо, а когда мир становится слишком тяжелым и может вот-вот рассыпаться, то змея сворачивается корзинкой, чтобы его удержать. А Бог придумывает вокруг змеи моря, чтобы ей не было жарко. «Мифы и легенды народов мира» (4) подтвердили наши домыслы, что сражения со змеями – одна из любимых тем в мифологии. Египтяне верили, что каждую ночь бог Ра с помощью Сета побеждает змея Апопа, и поэтому восходит Солнце. Из книги «Драконы» издательства «Зачарованный мир» (6) мы почерпнули сведения о том, как сражается с морским змеем Ермундгандом скандинавский бог грозы Тор, им суждено погибнуть в последней битве, где не будет победителей. Аполлон сребролукий убивает чудовищного змея Пифона в Дельфах, где был храм прорицательниц-Пифий.(4). С тех пор раз в восемь лет проходят праздники с представлениями – о битве Аполлона с Пифоном. А вот книга «Под лучами Гелиоса» (1) еще раз позволила нам убедиться, что самую большую змею тоже называют Питоном. Эта змея может победить, задавить в кольцах и «одеться» на очень крупную жертву: оленя, кабана, дикобраза. Известны случаи гибели людей. Питоны живут в тропических и субтропических областях восточного полушария, прекрасно плавают. Они первыми появились на острове Кракатау после того, как все живое там погибло при извержении вулкана. Питонов 27 видов. Один из самых красивых – ромбовидный или ковровая змея. Яркие пятна по черному с голубоватым отливом фону напоминают пятнистый окрас мифологического героя Аргуса – стража-великана, сына Геи-Земли, который был покрыт множеством глаз, которые все не спали никогда. По мифу, после его смерти глаза были перенесены на хвост павлина. Судя по названию, и на шкуру узорчатого питона, которого тоже зовут аргус. А вот дальневосточный узорчатый полоз носит имя Дионы – по мнению Гомера, матери самой Афродиты. Небольшая, безобидная и грациозная змейка, может быть, показалась людям достаточно привлекательной, чтобы носить это имя. Зато самые ядовитые змеи – гремучая и гадюка – недаром носят имена Атропос и Лахесис. Это имена греческих богинь судьбы – Мойр – в руках которых были нити человеческих жизней. Как следует из «Мифологического словаря» (2) мойры, в греческой мифологии – три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы. Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Из книги «Под лучами Гелиоса» (1) узнаем, что к семейству гадюковых относятсятся ямкоголовая гремучая змея лахесис и горная африканская гадюка Bitis atropos, обитающая в горах Зимбабве и Южно-Африканской Республики. Размер ее около 80 см. Этот вид очень ядовит. Потому то и получил название, связанное с именем мойры, а именно той, которая неотвратимо приближает будущее. Отсюда и ее имя: «атропос» значит «неотвратимая», безвозвратная», перерезающая нить жизни. Имя горной африканской гадюки достаточно «прозрачно» по смыслу. Действительно, от нее лучше держаться подальше. Змея лахесис при укусе вводит почти шесть миллилитров яда, поэтому смертность даже среди людей – 10-12 %. В книге Б.Г.Бабенко «Под лучами Гелиоса» (1) говорится о том, что первая часть латинского названия эфы восходит к имени мифической Ехидны – дочери Тартара и Геи. Внешне она соединяла черты женщины и змеи. Супругом ее был чудовищный Тифон. От этого брака родились, как следует из предания, все чудовища древнегреческих мифов: двухголовый пес Орф, трехголовый Кербер, лернейская Гидра, Химера, Сфинга и многие другие. Развлекалась Ехидна тем, что похищала одиноких путников, подстерегая их в засаде. Причиной для присвоения эфе имени, видимо, послужило то, что эфа как бы воплощает в себе худшие характеристики змей: коварство (ее трудно заметить) и необычную – при столь малом росте – ядовитость. Змеи часто – символ мудрости и бессмертия. Так, змея украла у Гильгамеша, героя шумерского эпоса, цветок бессмертия, и с тех пор меняет шкуру и остается вечно молодой. А истории о драконах, которые сторожат сокровища, предостерегали людей от жадности, ведь убивший дракона занимает его место. В историях о рептилиях перемешаны правда (биологические факты об особенностях строения, образа жизни), мифы (символический смысл их качеств), философия, то есть мудрость и опыт человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя материал из различных литературных источников («Мифологический словарь», книга для учителя, Ботвинник М.Н., Коган Б.М.и др. М.: Просвещение, 1985., «Под лучами Гелиоса» Бабенко Б.Г., Алексеев В.Н., Данилевский И.Н. – М.: Терра – Книжный клуб, 2000. – 480 с., «Мифы и легенды народов мира», Санкт-Петербург, «Махаон» и другие), нам удалось увидеть, какое большое значение в мифах отводится рептилиям, особенно змеям. В историях о рептилиях переплелись правда, то есть биологические факты об особенностях строения, образа жизни и мифы. Также удалось узнать, почему настоящие рептилии носят имена мифологических героев. Одни имеют внешнее сходство, другие – повадки, или черты характера. Зная хорошо мифологию, можно объяснить многие биологические названия животных. Думаю продолжить исследования в этом направлении и сравнить представителей других типов и классов животного мира, которым даны имена мифологических героев с их тезками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
|